С самого зарождения человечества люди искали вдохновение у природы. Природные формы - неисчерпаемая сокровищница форм и образов, которые можно стилизовать различными способами, начиная с копирования реальных форм цветов и растений, заканчивая абстрактными сюжетами.
Основных методов создания узора на ткани сравнительно немного. Ткачество - в этой технике создают ковры и гобелены; вышивка, плетение и, конечно же, печать.
Одними из первых, кто разработал технику печати рисунка на хлопковых тканях были индусы. Для создания различных узоров они стали использовать специальную протраву и красители. Название "ситец" происходит от слова chitta - "пёстрый", "пятнистый".
Так как эти набивные ткани пользовались огромным спросом в Европе, индийские мастера подстраивались под вкусы европейцев, используя в композициях, например, в сценах охоты людей в платье европейского покроя.
Цветочные орнаменты могли покрывать всю поверхность ткани, оставляя незаполненными небольшие участки, а также использоваться в качестве бордюра по краю тканого полотна. Одиночные цветы, букеты, цветочные корзины компоновались в симметричные или свободные композиции.
Для придания дополнительной декоративности цветочные узоры вплетались в декоративные решетки, разнообразные фигуры и другие элементы, что позволяло создать дополнительную глубину композиции.
В разное время модным и актуальным считалось то максимальное копирование природы, то, наоборот, абстрактные формы, не привязанные к растениям, произрастающим в природе.
К примеру, этот узор был высмеян на выставке "Ложные принципы в дизайне" в 1852 году "за прямое копирование природы".
Производители текстиля во все времена старались следить за новинками.
Фрагмент итальянской шёлковой накидки середины XVII века.
Обратите внимание на тюльпаны. Эти цветы только-только появились в Европе, но уже начали завоёвывать умы модников и коллекционеров.
Использование в композициях цветочных букетов, скорее всего, связано с тем, что букеты часто играют роль украшений во время торжественных церемоний, их преподносят в качестве подарка.
Мотивы с цветочными букетами идеальны для "островных" типов узоров. Символика такого рисунка может означать духовное совершенство.
Так, букеты с розами напоминали о Деве Марии (белые), о жертве Христа (красные).
Примерно с XVII века в моду входят стилизованные цветочные гирлянды. Эти, казалось бы, свободные, произвольно разбросанные по полотну композиции на самом деле подчиняются строгой симметрии. Интересно, что для вышивальщиц публиковались специальные каталоги с рисунками для копирования.
Использование цветочных мотивов для ткани всегда приятно глазу. Помимо собственно украшения и соединения с природой многие цветы обладают собственной символикой. Наделение цветов особой символикой было широко распространено еще со времён Средневековья, но особый размах приобрело в Викторианской Англии.
Конечно, не всегда выбор определённых цветов в узоре несёт какой-то особый смысл. В большинстве случаев их выбирают по цветовым сочетаниям. Но некоторые символические значения цветов очень интересны. Стоит отметить, что в разных странах эти значения могут различаться.
В викторианской Англии, например, дельфиниум означал переменчивость, а флоксы - единодушие.
Цветы ирисов в Японии означают успех, а листья этих растений, похожие на мечи - символ упорства и мужества.
В Англии во времена королевы Виктории считалось, что ирисы помогают молодым девушкам в загробной жизни, если их цветы положены на могилу. А прерафаэлиты использовали ирисы как символ потерянной любви и печали.
У китайцев цветок ириса считается знаком уважения, доверия и верности.
Дизайн Льюиса Формана Дэя, 1888 г "со значением": гвоздика символизирует любовь, ива - её потерю.
В начале XX века с появлением стилей ар-нуво и ар-деко стало модным стилизовать цветы и цветочные орнаменты. В это же время, в связи с развитием химической промышленности и появлением новых красителей, появляются рисунки в которых цветы стилизованы не только по форме, но и по цвету.
В России в музеях можно увидеть образцы ткани с ручной набойкой, изготовленные, начиная с начала XVIII века.
Позже в разных городах России появляются мануфактуры, где печатают всё более сложные узоры. Например, мануфактура Осипа Сокова в Иваново, которая отличалась своими интересными узорами и яркими красками.
Мануфакура славилась изготовлением белоземельных ситцев - ситцев с белым фоном - с тонким цветочным или растительным узором.
Цветочные принты были невероятно популярны в России, самой "народной" тканью был ситец. Его использовали не только для шитья одежды, но и для обивки мебели и даже в качестве обоев.
Цветочные рисунки остаются на пике популярности до сих пор. Абстрактные и реалистичные, они по праву занимают первые места в коллекциях дизайнеров, в одежде, мебели, домашнем текстиле.